Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право – один из видов социальных регуляторов, т.е. правил поведения, регулирующих отношения людей (индивидов и коллективов) между собой. В то же время, это особая разновидность социальных норм, и их специфика состоит, прежде всего, в том, что они создаются только государством и выражают его волю.
В любом государстве суть права определяется правопониманием и политической доктриной. В большей части случаев власть той или иной страны использует представленную систему норм поведения для управления населением. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что права человека, – это лишь специальные рамки, в которых конкретное государство разрешает человеку вести свою деятельность. Иными словами, регулирование направлено на поведение людей, с целью достижения эффективной реализации функций страны. Тем не менее, многие ученые с подобной трактовкой не согласны, ссылаясь на то, что права человека закреплены в международно-правовых актах.
Как бы ни был велик масштаб правового выражения в практике правоприменения, когда пробелы в существующем законодательстве приобретают очертания архиважной проблемы, с новой силой встает вопрос о необходимости срочного разграничения права и его юридических производных по части дефиниций, отличительных черт, характерных особенностей и многого другого.
Образование права является длительным историческим процессом, в котором развивается сознание людей; одну из важнейших ступеней этого процесса составляет изучение права в его историческом развитии. Впервые тему обычного права в его научном познании подняла историческая школа права, которая признала за правовым обычаем самостоятельную форму права. Закону принадлежала задача закреплять то, что диктовало ему время. В настоящее время вопросы, сформулированные исторической школой права, заслуживают большого внимания современных исследователей истории права.
Цель курсового исследования – анализ исторической школы права.
Задачи исследования:
– исследовать условия возникновения исторической школы права;
– рассмотреть философию исторической школы права;
– проанализировать влияние исторической школы права на формирование обычного права России.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере исторической школы права.
Предмет исследования – понятие и сущность исторической школы права.
При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как общенаучный диалектический метод, а также методы частных наук (формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой).
При написании курсовой работы использовались труды таких отечественных учёных как М.В. Воронин, В.В. Дебдин, Г.Н. Зайцев, Г.С. Працко, А.П. Коробова, Т.Е. Ибрагимов, Пирныкоза А.А., Л.Е. Попова, Н.А. Шеуджен и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Условия возникновения исторической школы права
Время и место возникновения исторической школы права определяются временем победной борьбы германской нации за освобождение ее от французского господства под главенством Наполеона I. Поводом послужил вопрос об издании для всей Германии гражданского кодекса в противовес кодексу Наполеона.
Историческое направление в изучении права наиболее развивалось в эпоху романтизма и возвращения к национальным традициям. Появившись как художественно-эстетическое направление, романтизм уделял большое внимание чувственному восприятию окружающей среды и образному мышлению.
По мнению И.А. Исаева историзм как метод познания статического положения права исследовал вопросы становления права. Исследователи исторической школы права особое внимание уделяли вопросам возможности определить идеальную систему норм, одинаково подходящих для всех времен и народов.
Наибольшего расцвета историческая школа права получила в XIX веке. По мнению А.П. Альбова ее расцвет был связан с именем К. фон Савиньи, на учение которого оказало большое влияние идеи великого немецкого философа Ф.В.Й. Шеллинга .
Известность историческая школа права получила после опубликования Фридрихом - Карлом фон Савиньи (1779-1861) двух своих сочинений - «Призвание нашего времени к законодательству и науке права» (Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft Heidelberg. 1814) и первого тома «Системы нынешнего римского права» (System des heutigen Romischen Rechts. I, Berlin. 1840), в которых он изложил свои взгляды на право и его развитие. Работа «Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft Heidelberg» стала отрицательным ответом на предложение профессора Антона Фридриха Юстуса Тибо о необходимости создания общего гражданского уложения для всей Германии.
К. Савиньи указал на преждевременность кодификации, поскольку на тот момент еще не сложились исторические предпосылки для этого, недостаточно изучен исторический материал, кроме того немецкий язык не способен выполнить поставленную перед ним задачу, т.к. в нем отсутствует соответствующая юридическая терминология. Ф. Савиньи писал, что право не творится произволом законодателя, как утверждал Тибо. «Напротив, оно должно быть признано продуктом народного духа (Volksgeist), живущего и проявляющегося во всех членах народа и потому приводящего их к одному и тому же правосознанию».
Право появляется, растет и изменяется вместе с народом, частью которого на определенном этапе его развития выступают юристы. Оно «живет в общем сознании народа не въ форме … абстрактного правила, но в форме живого восприятия юридических институтов в их органической связи… Эта органическая солидарность права с существом и характером народного быта … может быть сравниваема с языком. Как язык, так и право не знают ни на мгновение абсолютного застоя, но, как и все стороны народной жизни, оно находится в постоянном движении и развитии, подчиняющемся … закону внутренней необходимости» .
Именно закон внутренней необходимости управляет процессом развития права, а не воля законодателя. Право сохраняется в народе силой предания, обусловленной не внезапной, а постепенной и незаметной сменой поколений. Везде, где люди живут вместе, они образуют духовное целое, которое проявляется в употреблении общего языка. Именно в этом духовном единстве и коренится сила, способная удовлетворить потребности в урегулировании совместной жизни людей. Эта сила и есть право, вытекающее из общего сознания народа. Внешним выразителем правосознания народа и важнейшим источником права здесь выступает обычай.
Ф.К. Савиньи являлся одним из величайших ученых-правоведов Германии первой половины XIX в., основоположником исторической школы права, которая имела большое количество последователей во всем мире.
Формирование учения об исторической школе права К.Ф.Савиньи основываются прежде всего на собирании и анализе частноправового материала, и прежде всего римского частного права. Савиньи считал, что право отдельного народа является его историческим наследием, от которого нельзя просто отказаться.
Оно формируется под воздействием объективного положения – истории жизни народа, а не субъективного произвола людей.
Любое право, считал Ф.К. Савиньи, появляется из обычаев, затем пересматривается учеными-юристами, формируется из единого убеждения народа, а не из произвола законодателя. Историческое развитие права Савиньи изучал как норму, свойственную при конкретном сочетании условий, но не как необходимое историческое явление: случай, произвол и личностное начало оказывают на развитие нормы равнозначное видимое влияние, и это нарушало целостность системы идеи, но в то же время способствовало развитию динамизма .
Если нормальное развитие права характеризовалось естественным ростом, базирующемся на действии тайных внутренних сил, то правоведу нужно было только санкционировать сами эти нормы, возникающие из течения народной жизни.
Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абубакаров А.А., Денисов А.М., Исмагилов И.Р., Лежнева О.Ю. Проблема отношения права и справедливости в учении исторической школы юристов // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 6. С. 191-197.
2. Берлявский Л.Г., Шматова Е.С. Историческая школа права: концепция правопонимания // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2016. № 1-2 (77-78). С. 12-18.
3. Бызгаева Е.А., Сушкова Ю.Н. Историческая школа права // Экономика, социология и право. 2017. № 3. С. 93-95.
4. Дунаева Н.В. Историческая школа права и модернизация российского права в XIX веке // Право и государство в их соотношении: теоретическое наследие исторической школы права Сборник научных трудов: к 200-летию «Журнала исторического правоведения». Сер. «Историческое правоведение» Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. Санкт-Петербург, 2016. С. 38-57.
5. История политических и правовых учений / под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. М.: НОРМА, 2000. 352 с.
6. История политических и правовых учений: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. и направлению «Юриспруденция» / Графский В.Г., Золотухина Н.М., Мамут Л.С. и др.; под общ. ред. В.С.Нерсесянца. 3-е изд., стер. М.: НОРМА, 2003. 727 с.
7. Історія політичних та правових вчень: [підручник] / під ред. доктора юрид. наук, проф. О.Е.Лейста. М.: 2000. 216 с.
8. Караваева Я.Н. Влияние исторической школы права на формирование обычного права России // Общество, наука, инновации (НПК-2016): Сборник статей 2-е издание, исправленное и дополненное. Вятский государственный университет. 2016. С. 5449-5455.
9. Касьянов В.В. Влияние идей исторической школы права на кодификацию законов российской империи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 4-1. С. 75-77.
10. Клименко А.И. Историческая школа права против правового универсализма естественно-правовой школы // Международный журнал конституционного и государственного права. 2018. № 1. С. 121.
11. Корчагина О.А., Лезина Е.П. Историческая школа права в учениях Ф.К. Савиньи И Г.Ф. Пухты // Контентус. 2018. № 4 (69). С. 37-44.
12. Кочнев В.В. Особенности исторической школы права ф. Савиньи и г. Мена и ее значение для современной юриспруденции // Проблемы и перспективы развития современного законодательства. 2018. С. 22-25.
13. Музика І.В. Історія вчень про державу і право. К.: Видавництво Вищої школи права при Ін-ті держави і права ім. В.М.Корецького НАН України, 2000. 86 с.
14. Немецкая историческая школа права / Новгородцев П., Муромцев С., Кареев Н. и др.; книга издана при поддержке Фонда Фридриха Науманна (Германия). Челябинск: Социум; Х., 2010. 516.
15. Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. Формирование русской исторической школы права // Образование и право. 2016. № 2. С. 188-194.
16. Плоцкая О.А., Юдин Е.В. Роль исторической школы в разработке дефиниции "обычное право" // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на европейском Севере Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции. Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2014. С. 254-258.
17. Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. М.: 1874. Т.1. 562.
18. Савиньи Ф.К. фон. Система современного римского права. М.: Статут, 2011. Т.1. 150.
19. Семякин М.Н. Развитие частноправовых идей исторической школы права в учении Г.Ф. Пухты // Российский юридический журнал. 2014. № 2 (95). С. 9-19.
20. Терзи Е.С. Вопросы государства и права в работах представителей исторической школы права // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства: материалы I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 74-77.
21. Терзи Е.С. Генезис исторической школы права // Промышленность и сельское хозяйство. 2018. № 4. С. 23-26.